Промышленники анализируют и рекомендуют
Часто чиновники, да и некоторые предприниматели, высказывают мнение, что дело российского бизнеса – думать о прибыли и платить налоги. И якобы без предпринимателей можно не только разработать в министерстве и принять программу развития любой отрасли промышленности, но и осуществить ее!
Корреспонденту журнала «Конкурен- ция и рынок» утверждение, что россий- ские предприниматели не анализируют проводимую Правительством РФ про- мышленную политику, показалось спорным и даже абсурдным. Деловые люди России находятся в эпицентре промышленности. Именно им принад- лежит роль экспертов деятельности вузов и НИИ. Бизнесмены на себе ис- пытывают нововведения законодате- лей, создают новые рабочие места и при этом еще умудряются под носом у ино- странных конкурентов удерживать внутренний рынок, а иногда и проры- ваться на мировой. Сколько раз уже «хоронили» в XX веке российские нау- ку и инжиниринг, а они живы и даже поддерживают ядерный щит России. Генеральный директор компании «Оптические кабели связи 01», к. т. н. Николай Васильев, по мнению редак- ции, относится именно к тем современ- ным российским деловым людям, ко- торые определяют лицо российской промышленности. В разговоре с корре- спондентом Н. А. Васильев не ограни- чился обсуждением узкой темы – про- водимой в стране промышленной по- литики. Российских интеллектуалов и предпринимателей явно интересует нечто большее, чем прибыль. – Николай Анатольевич, масштаб Вашего предприятия, относящегося к сфере высоких технологий, может характеризовать выработка на одного работающего. Каков этот по- казатель в ЗАО «ОКС 01»? – По итогам 2010 г. реализация про- дукции составила 1,1 млрд руб., а про- изводительность труда на одного рабо- тающего – 5,95 млн руб. Объем поста- вок в Россию и страны СНГ в 2010 г. составил 732 000 км оптических кабе- лей в одноволоконном исчислении. Наше предприятие постоянно мо- дернизируется и развивается, вслед- ствие чего производительность труда в 2011 г. возрастет на 18%. Мы готовы удовлетворить потребности самых взыскательных заказчиков оптических кабелей связи. – Ваше развитие обусловлено боль- шим объемом госзаказа? – Участие в конкурсах на госзакупки обеспечило нам в I полугодии этого года около 15% объема реализации. 10% обычно приходится на экспорт, а осталь- ную продукцию мы реализуем много- численным частным российским игро- кам телекоммуникационного рынка. Продукция «ОКС 01» применяется при строительстве и эксплуатации любых фрагментов телекоммуникаци- онных сетей, от магистральных мор- ских участков до внутриобъектовых. «ОКС 01» вышло на такой уровень развития, что, могу с уверенностью сказать, мы в состоянии обеспечить российский рынок всем диапазоном отечественной кабельной продукции гарантированного качества с учетом географических особенностей нашей страны. – Николай Анатольевич, вне всяких сомнений, Вы имеете полное и неис- каженное представление о нацио- нальной промышленной политике и о том, в каких условиях работают наши деловые люди. – Мне непонятно, как работают «Газ- пром», «Роснефть» и многие госкорпо- рации. Вот «Лукойл», к примеру, част- ная компания, поддерживает в Буден- новске работу полиэтиленового завода. Мощности завода небольшие, но по- лиэтилен выпускают качественный. «Лукойл» организовал переработку газа. А чем занимаются госкорпорации? Получается странная картина: в стране есть нефть и газ, есть потребности в полиэтилене и полипропилене, а пере- работка углеводородного сырья не на- лажена. «Газпром» по всему миру ры- щет в поисках труб, чтобы построить новые газопроводы. Собирается даже забраться в глубины Черного моря, где полно сероводорода. – Газпромовцы явно не верят мифам о том, что Черное море уже несколько раз горело. А зря, в дерзости тоже надо знать меру. – Мое мнение, новые трубопроводы строить не надо, а старые надо закрыть. Пусть Европа покупает в России пласт- массу, бензин и мазут. Продукты пере- работки нефти и газа в 10 раз дороже сырья. Чего тут думать? Современный полиэтиленовый завод по производству продукции для отечественного оптичес- кого кабеля стоит $ 300 млн. Уж если наши представители будут плохо торго- ваться, то 300 млн. Завод под ключ. К нему нужно будет подвести только нефтяную трубу и электроэнергию. – Такие заводы в России не строятся. А кто говорит, что они нужны? Мин- промторговли молчит о том, как идет переработка сырьевых ресурсов в России. – Я говорю, что такой завод нужен. Раз мы не производим полиэтилен в Рос- сии, значит – плохо работаем. – Не соглашусь, что «ОКС 01» плохо работает. Просто Вам, Николай Анатольевич, навязывают условия приобретать импортный полиэти- лен… – Мне никто ничего не навязывает. Да и чихать я хотел на все. Иногда только я пишу: «Извините меня, но ваш заказ выполнить не могу в связи с загружен- ностью предприятия». К примеру, хотят построить коттеджный городок для среднего класса. Ко мне приходит строитель. И мне приходится отказать парню в праве иметь хорошую связь и устойчивый Интернет. У меня нет свободных нескольких десятков кило- метров оптоволоконного кабеля для него. В России несколько заводов, анало- гичных нашему. Три относительно крупных завода. Спрос на оптоволо- конный кабель велик. Конечно, конку- ренция на нашем рынке присутствует, и мы отслеживаем действия конкурен- тов. Однако благодаря нашим разра- боткам по некоторым позициям про- дукции «ОКС 01» занимает монополь- ное положение, к примеру, наши подводные кабели уникальны. – «ОКС 01» – это пример успешной коммерциализации результатов НИОКР, но у других коммерциализа- ция НИОКР не получается. С чем это, на Ваш взгляд, связано? – Во-первых, с развитием инфраструк- туры страны. Возьмите, к примеру, проанализируйте работу Балтийской таможни. Ваш контейнер в порту за- стрянет дней на девять. Слишком долго и дорого при наших оборотах, да и при любом хай-теке. Если бы я начал со- бирать телевизоры, Балтийская тамож- ня меня бы разорила. Невозможно производить в стране все, даже японцы так не делают. Значит, надо налаживать импорт. Порт Санкт-Петербург не справляется с контейнерными перевоз- ками. Я вынужден все свои грузы на- правлять в финский порт Котка. Фак- тически я кормлю финнов. Затем наша автотранспортная компания фурами гонит комплектующие на Волхонское шоссе. Заниматься организацией рабо- ты таможни в порту нет ни малейшего желания, да и обработка грузов в порту ведется бездарно. А как у нас организована перевозка грузов ОАО «РЖД»? Систему Мини- стерства путей сообщения развалили полностью. Как работать в условиях, когда железнодорожники не выполня- ют свои обязательства? Трест «Связь- строй» – крупная организация – при- обрел у нас кабель, который мы со своей стороны отгрузили 24 июня сего года. «Связьстрой» вывел технику и людей в Сибирскую тайгу. Они кормят комаров, и им нужен кабель ровно в срок. Вот вещественное доказательство, как работает «РЖД» с контейнером, в котором находится кабель на десятки миллионов рублей. Груз должен прий- ти в Иркутск. Имеем на руках квитан- цию «РЖД», что наш 40-футовый контейнер от нас принят. Тогда такие контейнеры еще были, сейчас их просто нет. Про тарифы транспортировки грузов в контейнерах «РЖД» я уже не говорю.
Вы знаете, сколько стоит доставить контейнер из Петербурга во Владивосток? 500 000 руб.!