Все любят принимать подарки, и практически все любят их дарить.
Чтобы не ошибиться с выбором подарка, достаточно учесть несколько правил.
Классификация подарков
Следующие типы подарков уместны всегда:
Сувениры - в дословном переводе, «напоминания» (сотрудники корпорации, благодаря изящным свечкам, елочным шарам, тематическим игрушкам могут напоминать друг другу о вместе проведенных праздниках, отдыхе или трудовых «подвигах»).
Полезные принадлежности - как офисные, так и условно бытовые - хрусталь, фарфор, чайные и кофейные предметы (надо только точно быть уверенным, что Parker будет не десятым, а мебельный скоросшиватель не «уедет» с корпоратива в квартиру с мебелью в стиле хай-тек).
Съедобные подарки и цветы - это «палочки-выручалочки» на все случаи жизни.
Интеллектуальные подарки - выражение "книга - лучший подарок" не утратило своей актульности.
Оригинальные подарки - их выбор всегда так или иначе сопряжен с психологией подарка: не каждый будет рад шаржу, как не каждый оценит сноуборд - тут все строится на отличном знании характера «подаркополучателя»; тем не менее, сегодня презенты для самовыражения адресата (арт, спорт, обучение) весьма популярны - в особенности, если это будет постоянная поддержка увлечения сотрудника от его компании.
Последняя группа подарков, пожалуй, по популярности уступает только деньгам, но это - отдельный разговор.
Как вручать подарок?
Правила этикета предписывают преподносить подарок в красочной упаковке. Но не секрет, что многих тщательно завернутый подарок раздражает (ведь по правилам, подарок надо обязательно открыть, а если это сложно - чувствуешь себя неловко). В этом случае хочется отдельно отметить все-таки брендированные бумажные пакеты - это легкая упаковка, стильный аксессуар и полезная вещь (многие используют пакеты и дальше).
Еще одно правило - улыбаться. Мы ведь дарим подарки тем, кому хотим сделать приятное, так почему не подчеркнуть это? Если подарок символичный - это следует обязательно объяснять, чтобы не было недопониманий (иногда именно слова при дарении делают презент ценным, а не сама вещь).
Особенно важны слова, если подарок согласно этикету неоднозначный.
Кстати, подарок-технику следует преподносить с гарантийным талоном, даже если на нем отмечена стоимость. Практичные американцы, впрочем, пошли еще дальше - они все подарки дарят с чеком, чтобы хозяин мог обменять неудачное подношение.
Как принимать подарок?
Есть ряд нюансов принятия подарков согласно разным категориям:
полезные принадлежности при разворачивании положительно оцениваем с точки зрения практичности;
съедобные подарки сразу предлагаем окружающим;
цветы ставим в вазу (если они срезанные);
интеллектуальные подарки сопровождаем уместным комментарием;
деньги - не считаем.
Благодарим - так же искренне, как, подразумевается, искренне нам преподносят подарки коллеги.
Несмотря на общее мнение, что от подарков не принято отказываться, это не так.
Если Вы усматриваете в преподношении некую «взятку»
(даже не в прямом смысле слова, а в плане психологическом, эмоциональном),
Вы можете вежливо проинформировать об этом дарителя: высказать, насколько смутил Вас подарок, и предложить оставить его в офисе для общего пользования.
При этом надо четко понимать, что такое поведение равносильно ссоре - если это допустимо для вас, не стоит себя сдерживать, поскольку (см.выше), если даритель был искренен, он бы обязательно подготовил сопутствующие слова.
Как правильно дарить деньги?
Раньше купюры в конвертах были уместны только на свадьбах.
Сегодня дарить деньги - отнюдь не постыдно. А иногда и желательно.
Опросы показывают, что материальное стимулирование - это то, чего ждут от начальства большинство сотрудников.
Тем более, если дарение денег выглядит более чем достойно - не засаленные купюры в конверте, а сертификаты в магазины, обучающие программы, членство в фитнес-центрах, премии (заслуженные!), корпоративные банкеты.
Впрочем, дарить деньги могут друг другу и коллеги - если корпоративная этика это позволяет. Главное в этом случае - упаковка (к слову сказать теперь существуют даже забавные открытки-конверты как раз для этих целей, хотя подойдет и кошелек, и книга, и «денежное дерево») и внешний вид купюр (только новые и чистые).
При этом получать деньги - тоже искусство. Помимо того, что мы их не считаем, давайте мы еще постараемся и не смущаться, не суетиться, убирая, не краснеть, будто это что-то постыдное. Ведь куда логичнее преподнести именно их вместо ненужного подарка.
Что не принято дарить?
Чтобы не попасть впросак с подарком, следует усвоить несколько НЕЛЬЗЯ для корпоративных (да и прочих) подарков:
нельзя дарить вещи, идущие в разрез с общепринятыми культурными традициями «подарочного этикета» страны
(для России это - постельные принадлежности, одежда и белье, парфюмерия, косметика, религиозные подарки,
мужчинам - галстуки, женщинам - принадлежности для курения);
нежелательно преподносить подарки, связанные с недобрыми приметами
(носовые платки, ножи, термометры, зеркала);
нельзя делать дорогие подарки.
Не принято дарить что-то существенное начальнику, поскольку это может быть воспринято как подхалимаж.
Не принято дарить партнерам и особенно чиновникам VIP-сувениры уникальной ценности, дабы избежать отказа по причине усматривания в подарке взятки.
Не принято дарить коллегам вещи на сумму, превышающую возможный расход на подарок того сотрудника, чья зарплата минимальна);
не следует ответный подарок делать идентичным (индивидуальность - всему голова).
В настоящее время сформировался негласный список корпоративных подарков,
которых многие сотрудники уже фактически «боятся».
Пылящиеся где-то в нижнем ящике офисной тумбы квартальные календари дружественных компаний, ежедневники всех видов и форматов
(кто-нибудь использует их больше двух одновременно?!) и многое другое - полезное,
но теряющее смысл при многократном повторении
или несоответствии показателям этой самой полезности.
Разумеется, из всех правил есть исключения.
Скажем, мужчинам нельзя дарить галстуки,
но если это эксклюзивный пошив с логотипом специально под нужны корпоративной вечеринки - почему бы нет?
Та же история с зеркалами - приметы не велят разбрасываться такими преподношениями, но в ряде новейших офисных гаджетов зеркала являются встроенными дополнениями к калькуляторам, подставкам под мобильные, визитницам...
Таким образом, единственное действительно непреложное правило дарения - здравый смысл и искренность при выборе.
Материал статьи предоставлен
http://www.officemagazine.ru